Телефоны доверия

Доклад «Роспись стекла в стиле Тиффани» на научно-практической конференции учащихся «Поиск» - 2008 г.

Авторы:

  • Гриценко Олеся, 7 в класс
  • Калинника Ксения, 7 в класс
  • Шарабарина Елизавета, 4 в класс

Руководитель: Захарченко Елена Германовна

В 2006-07гг. мы выступали на научно-практической конференции общества учащихся «Поиск» с докладом «Художественное стекло: история развития; поиск и эксперименты в технике росписи», целью которого было изучение истории развития, техник и приемов росписи стекла.

Новая работа является продолжением данного доклада.

Актуальность темы доклада обусловлена не только нашей заинтересованностью в изучении данной темы, но и увлечением многих людей такой сферой искусства как дизайн. Сегодня почти каждый человек мыслит категориями дизайна и при выборе какого-либо изделия отдаст предпочтение дизайнерскому изделию - красивому, функциональному, выполненному на технически совершенном уровне. Причем каждый человек хотел бы иметь изделие, которое соответствовало бы его характеру, образу жизни и т.д. Актуальной является и роспись по стеклу, к данному направлению в декоративно-прикладном искусстве обращаются многие художники и дизайнеры. Актуальным является и стиль модерн. Он отвечает духу сегодняшнего времени, выражает образ мыслей, жизни наших современников. Он популярен в моде, искусстве, дизайне, часто художники обращаются к нему как к творческому источнику, черпают в нем вдохновение, ищут идеи.

Цель данного исследования: изучить особенности стиля Тиффани и используя новые знания и опыт прошлых научных исследований создать коллекцию изделий из стекла «Полет».

Объект исследования: творчество Луиса Комфорта Тиффани.

Предмет исследования: роспись стекла на основе творческого источника.

Задачи:

  1. определение на основе терминологического и исторического анализа сущности понятия стиля модерн, как среды творчества Луиса Комфорта Тиффани;
  2. исследование теоретического материала по истории искусств, дизайна, живописи, композиции, цветоведению с целью изучения творчества Луиса Комфорта Тиффани;
  3. исследование теоретического материала по технике росписи стекла витражными красками для создания коллекции стеклянных изделий, декорированных росписью;
  4. создание серии эскизов росписи изделий из стекла, выполнение коллекции стеклянных изделий «Полет».

Работа носит исследовательский и творческий характер. Анализ творческого источника, изучение техники росписи по стеклу - это исследовательская часть работы. Творческая часть работы это - попытка на основе изученного материала создать коллекцию изделий в технике росписи по стеклу.

В процессе работы над докладом использовались разнообразные методы исследования. Их можно объединить в три группы. Это работа с творческим источником - анализ, синтез, систематизация; консультации со специалистами и выполнение композиций в материале.

В разных странах стиль модерн получил собственное название - «ар нуво» (Франция), «югендстиль» (Германия), «либерти» (Италия). Зародился этот стиль во Франции, французский термин «ар-нуво» происходит от аналогичного названия парижской мастерской и галереи, основанной в 1895 году для показа произведений дизайнеров, живописцев, скульпторов того времени. Зарождение стиля приходится на 1880-е годы, в 1890-е он достиг расцвета, в 1910-ых годах он завершил свое существование. В основе модерна лежит использование плавных, текучих линий, замысел мастера словно бы органически вырастает из них. В становлении стиля модерн особую роль играли природные формы (особенно растительный мир), чьи стилизованные мотивы постоянно встречаются в декоре и пластике. Но в тоже время модерн характеризует структурность, конструктивизм и продуманность до мельчайших деталей.

Льюис Комфорт Тиффани родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 в семье крупного предпринимателя Чарльза Тиффани, основавшего в 1837 г. фирму, которая заняла ведущие позиции в американском ювелирном производстве и торговле. В 1866 он занимался в художественной мастерской Дж. Иннеса, а затем в 1868 - в Париже у Д.Байи. В молодости много путешествовал - в особенности по Северной Африке, Франции и Испании. Огромное впечатление на него произвели витражи готических соборов. Это повлияло на выбор Тиффани в пользу декоративного искусства.

В 1883 году Льюис полностью переключился на дизайн стекла.

Большое внимание Тиффани уделял разработке новых видов стекла. Льюис воссоздал технологию получения стекла с люстровым эффектом - стекло "fabril" («пламенеющий») (приложение 3, рис. 7). Это стекло, окрашенное реактивами различных металлов.

Успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой сборки витража. Раньше витражисты отдельные кусочки цветного стекла скрепляли свинцовыми переплетами. Согласно новому способу сборки витража, который в последствии получил название «техника Тиффани», каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой металлической лентой. Выложенные, согласно эскизу стекла, обернутые металлом, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В итоге, получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволял собирать витражи из сколько угодно кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Тиффани производил витражные окна в промышленных масштабах, в общем, было выпущено не менее 5000 окон.

Другим, не менее известным, направлением работы Тиффани были лампы. В 1885 году Льюис знакомится с изобретателем электрической лампочки Т. Эдисоном. На лампы шли обрезки стекла, оставшиеся от окон. Каталог ламп 1906 года включал более 300 образцов, в том числе роскошные торшеры и люстры. Наиболее известны его лампы под абажурами из витражного стекла с изображениями глициний и стрекоз.

Умер Тиффани в Нью-Йорке 17 января 1933.

Для выполнения коллекции «Полет» были использованы французские краски для росписи стекла «Vitrag». Данные краски качественны, прозрачны, и просты в использовании. Интенсивность цвета определяется количеством наносимой краски (один или несколько слоев). Они прочно сцепляются поверхностью стекла. Время высыхания зависит от толщины нанесенного слоя краски и условий окружающей среды. Для получения различных оттенков краски можно смешивать друг с другом, а для высветления, применяют бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. При росписи для высветления использовался и Лак-ПФ. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, они устойчивы к выцветанию, светостойки. Краска наносится мягкими кистями. Контуры по стеклу разделяют отдельные участки рисунка, которые затем заливаются раз-личными цветами. Контурные пасты для стекла не только облегчают работу с красками, но и позволяют имитировать свинцовую ленту, используемую в витражах. Контур наносится непосредственно из тюбика. Контуру после нанесения необходимо дать высохнуть 1-2 часа. Перед выполнением росписи рекомендуется тщательно очистить и обезжирить основу. Для снятия слоя краски и исправления ошибок использовался растворитель «Уайтспирит». Недостатком является резкий неприятный запах и невозможность удалить краски с одежды и рук.

В основе коллекции стеклянных изделий лежит анализ творческого источника - художественные произведения Луиса Комфорта Тиффани. Это - оконные витражи, которые привлекательны своей цветовой насыщенностью, декоративностью, лампы: их причудливое, нетрадиционное цветовое и графическое решение. А также, удивительные по форме, изысканные по колориту вазы из переливающегося стекла или украшенные изящной росписью. Увлечение художника изображением цветов, птиц и насекомых.

Все это определило общие принципы построения коллекции:

  • колорит, построенный на сочетании оттенков розового, фиолетового, синего, зеленого, бледно-желтого с добавлением множества оттенков серого цвета;
  • композиционное решение строится на контрасте, который выражается в использовании геометрических и растительных элементов, а также использовании ярких и приглушенных цветов;
  • в композиции использованы стилизованные мотивы: одуванчики и ромашки, колибри, а также насекомые: стрекозы, бабочки;
  • использование мозаичного приема (лампы «Тиффани») и радужной растяжки (вазы Тиффани Л. К.);
  • чтобы подчеркнуть связь с витражной техникой, использованы контуры черного и серебряного цвета.

Использование в росписи мотивов различных птиц, насекомых и желание передать ощущение легкости дух изящного движения, воздушного скольжения, изысканности стиля модерн определило название коллекции «Полет». В коллекцию вошли колбы, вазы, бутыли, ширма, зеркало.

Работая над темой «Роспись стекла в стиле «Тиффани»», мы получили большое удовольствие и удовлетворение. В процессе работы были приобретены новые теоретические знания, практические навыки и умения в области изобразительного творчества и дизайна.

Мы открыли для себя актуальную сегодня область искусства - дизайн, цель которого - украсить жизнь людей, подчеркнуть их индивидуальность и неповторимость. Открытием для нас стало творчество замечательного художника Льюиса Комфорта Тиффани. Знакомясь с его произведениями, мы узнали как разнообразно и интересно можно преобразить простые бытовые предметы с помощью росписи в стильные украшения интерьера.

В результате написан доклад, где мы попытались систематизировать материал, изученный по теории композиции, истории искусства и дизайна, технике росписи по стеклу, проанализировать творческий источник. Результатом исследования является коллекция стеклянных изделий «Полет».

Практическое значение работы: коллекция «Полет» украсит кабинет психолога МОУ «Гимназия № 139», а также часть изделий украсит интерьер наших комнат.