Телефоны доверия

Советы психолога

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1-й класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также от состояния здоровья ребенка и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го и 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
    • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность необходимости учения; проявляет выраженный интерес к получению знаний);
    • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
    • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
  2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
    • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
    • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше - ниже», «вперед-назад», «слева-справа»);
    • координация в системе «глаз-рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
    • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
    • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
    • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово – картинка» либо «слово – ситуация»).

Если вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка, то постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

  1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
  2. Есть ли у ребенка друзья?
  3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  5. Есть ли у ребенка любимые игры, книги, мультфильмы?

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» (Ярославль, 1996), Венгер Л.А. «Готов ли Ваш ребенок к школе» (М., 1994) представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.